Рис. 7
Затем выполните первый разрез (рис. 8).
Нажмите на картинку чтобы увеличить
Рис. 8
После этого на глубину около 3 мм прорежьте древесину сначала по линии одной боковой грани, а потом по другой (рис. 9).
Нажмите на картинку чтобы увеличить
Рис. 9
Затем установите кончик ножа в прорезанную вами вершину, углубите его на 3 мм в дерево и опустите лезвие так, чтобы кромка лезвия чуть касалась противоположного вершине основания треугольника (рис. 10).
Нажмите на картинку чтобы увеличить
Рис. 10
После этого опять поставьте нож в вершину и прорежьте каждую сторону до срединной линии.
Центральные треугольники делают следующим образом: сначала чуть прорезают древесину вдоль по ребрам треугольника, затем до центра треугольника каждую сторону разрезают на необходимую глубину. В результате должна получиться цельная щепка в виде выпуклого треугольника. Если щепка отделяется с трудом, прорежьте древесину по всем направлениям еще раз. Для получения основной трехгранной выемки выполните следствия: отметьте середину мания треугольника и от нее к вершине проведите срединную линию. (рис. 11).
Нажмите на картинку чтобы увеличить
Рис. 11
После этого в точке середины основания треугольника углубите кончик лезвия ножа на 3 мм, а затем опустите лезвие до соприкосновения с вершиной. (рис. 12).
Нажмите на картинку чтобы увеличить
Рис.12
Затем утопите лезвие в дерево и 30-40° и прорежьте выемку от основания треугольника к его вершине (рис.13).
Нажмите на картинку чтобы увеличить
Рис. 13
Если сравнивать двугранные и трехгранные выемки, конечно, трехгранные и дают большую свободу творчества и больше различных вариантов рисунка. При использовании трехгранных выемок можно получить различные ромбики, змейки, цепочки и так называемые сияния (расходящийся из центра орнамент).
После того как вы освоите дву- и трехгранные выемки, сделать четырехгранные для вас уже не составит труда.
При работе электоролобзиком ни в коем случае не следует сильно нажимать на пильное полотно, как при работе с ножовкой, поскольку в противном случае оно будет сильно нагреваться, что может привести к поломке инструмента.
Длинные прямые разрезы лучше всего делать широким полотном, в этом случае пилка стабилизирует положение лобзика, и пропил получается ровнее. С целью контроля за процессом обработки следует максимально часто отрывать инструмент от точильного камня.
Кроме того, старайтесь при заточке инструмента равномерно обтачивать плоскую поверхность, не создавая ненужных «завалов» режущих частей лезвия.
Для выполнения плосковыемчатой скобчатой резьбы вам понадобится набор полукруглых резцов или стамесок.
Вследствие характерной особенности скобчатой резьбы, а именно использования в орнаменте разнообразных округлых форм, этот вид резьбы выглядит более мягким.
Среди основных элементов скобчатой резьбы выделяют различные глазки, скобы, лунки и ноготки, при соединении которых вы можете получить более сложные фигуры — розетки, цветки, листочки, круги, волны.
При выполнении данного вида резьбы используют два основных приема — насечку и подрезку (рис. 14).
Нажмите на картинку чтобы увеличить
Рис. 14
Для выполнения насечки вам необходимо поставить стамеску или резец вертикально к плоскости будущего рисунка, а затем немного надавить на нее и прорезать контур элемента на нужную глубину.
Используя метод подсечки, вы сможете сделать все наклонные профили. Наиболее качественная подрезка у вас получится, если поставить лезвие резца по направлению волокон, а не поперек их.
На рисунке 15 показана правильная установка стамески к плоскости будущего изделия.
Нажмите на картинку чтобы увеличить
Рис. 15
На рисунке 16 показана прорезка контура элемента.
Нажмите на картинку чтобы увеличить
Рис. 16
Подрезайте только фон, не затрагивая рисунок. Когда граница рисунка будет полностью подрезана, выбирайте древесину фона на требуемую вам глубину. Если волокна имеют свилеватость или наклон (то есть не параллельны средней линии среза), резать следует как при резьбе поперек волокон. То же самое можно сказать и о выемке кривых линий и резьбе по окружности.
Рельефная резьба отличается от плоскорельефной тем, что рисунок значительно выступает над поверхностью изделия, в отличие от плоскорельефной резьбы, которая практически не выступает за пределы.
Первые этапы работы выполнения рельефной резьбы мало чем отличаются от плоскорельефной. Когда рисунок уже выполнен, вам необходимо подрезать рисунок по наружному краю с помощью полукруглых стамесок (рис. 17).
Нажмите на картинку чтобы увеличить
Рис. 17
При работе обязательно следите за тем, чтобы лезвие было направлено к поверхности под углом 45° (рис. 18).
Нажмите на картинку чтобы увеличить
Рис.18
Заключительным этапом является зачистка поверхности узкой прямой стамеской.
При резьбе по дереву в случае работы поперек волокон на краях изделия часто образуются сколы, поэтому следует работать от краев к центру. При резьбе вдоль волокон нужно прорезать среднюю линию на глубину среза, а затем обработать под нужным углом края.