Меню

Главная
Виды резьбы
Инструменты
Подготовка древисины
Примеры резьбы
Техника резьбы
Характеристики пород

Полезное

Видео
Книги
Люди спрашивают


Реклама


{poll}
Техника резьбы
Главная - Техника резьбы - Техника резьбы

   

Контурная резьба по технике выполнения является самой простой.
Контурная резьба, несмотря на простоту рисунка, требует навыков свободного владения резчицким инструментом, аккуратности и внимания. Для выполнения контурного рисунка, в зависимости от его сложности, применяют ножикосяки различных углов заточки, резаки, стамескиуголки, полукруглые стамески, клюкарзы. В отдельных операциях используют и прямые стамески. Начинающему резчику лучше выполнять, контурную резьбу на древесине мягких пород – липе, осине, а затем после приобретения навыков – на более твердых. Работать следует стоя, так как это дает большую свободу движения. Правой рукой держат инструмент за черенок, а левой придерживают и направляют лезвие.
Резьба косячком. Резьба выполняется в два приема – надрезание и подрезание. Ножкосяк держат лезвием на себя и несколько наклонно, вводят лезвие в древесину и с усилием ведут по линяй рисунка, направляя движение лезвия большим пальцем левой руки.
Надрезав линию с одной стороны, приступают к подрезанию. Положение кожа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и также с усилием делается подрезка уже надрезанного контура. В результате изпод ножа выходит трехгранная полоска – "соломка", а на заготовке получается двухгранная выемка. Для получения закруглений разных радиусов нужно использовать косячки и резачки с маленьким углом заточки клинка. Ножомкосячком можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклоняя его во все стороны. Двухгранную выемку режут стамескамиуголками и клюкарзами – уголками. Кривые линии очень удобно резать клюкарзами, так как их можно поворачивать и менять угол наклона, что расширяет маневр движения резчика. Резьба крупных орнаментов с более глубокими выемками с использованием киянок. В этом случае стамески должны быть особенно острыми. Следует также непременно учитывать строение слоев древесины. Подчистку стыков линий резьбы удобнее делать двумя руками, направляя лезвие стамески левой рукой, а правой делая нажим и надрез. Подправлять и подчищать двухгранную выемку при резьбе уголком хорошо ножамикосячками и резачками. Освоив отдельные приемы выполнения контурной резьбы, можно резать орнаменты любой сложности для украшения дома снаружи или в интерьере. Чеканка фона. При выполнении контурной резьбы в композиции нередко используют растительные и животные мотивы. В этом случае вокруг контура рисунка делают чеканку фона, т. е. фон режут полукруглыми стамесками или кликарзами в виде неглубоких линий или хаотических выемок, что придает резьбе весьма живописный вид. Если орнамент имеет крупный и глубокий контур, то иногда фон делают в виде мелкой сетки из порезок, что лучше выявляет рисунок.
Геометрическая резьба. Многие элементы геометрической резьбы ("сиянии", розетки и т. п.) необходимо резать в разных направлениях, поэтому во время работы приходится постоянно вращать заготовку, чтобы избежать скола. Небольшие но размеру изделия выполняют на вращающейся крышке стола или на специальном приспособлении.
Резьбу двухгранных выемок в виде орнаментальных полос (лесенок) на прямолинейном или дугообразном отрезке в декоре. Розетке и других элементах приходится выполнять вдоль, поперек или по наклонной к направлению волокон. Поэтому необходимо учитывать, какой при этом используется материал.
Например, на мягких породах мелкие двухгранные выемки выполняются следующим образом. Носок косяка ставят на начало размеченной линии, наклонив в левую или правую сторону, и с нажимом, движением на себя прорезают линию на нужную глубину. Угол наклона должен быть постоянным – в пределах 3040 . Прорезав одну грань выемки, косяк наклоняют в противоположную сторону и режут вторую грань так, чтобы место их встречи проходило на одной глубине параллельно вершинам. Грани выемок, расположенных наклонно к строению волокон, легко прорезают в направлении слоев, а выемки вдоль и поперек волокон режутся вообще без затруднений. Надо также знать, что резьбу следующей (соседней) выемки всегда начинают от уже вырезанной грани; если же резать ее с противоположной стороны навстречу к вырезанной выемке, происходит скол.
Для получения двухгранной выемки на твердых породах дерева или в рисунке с крупными элементами, требующими большой глубины резьбы, применяют следующий прием. Сначала прорезают среднюю линию выемки, одним пли несколькими движениями, а затем последовательно прорезают боковые грани за несколько движений – линия в линию, косяк держат с одинаковым углом наклона. При резьбе крупного элемента двухгранные выемки можно выполнять и прямыми стамесками, немного меньшими по ширине, чем длина выемки. В этом случае косяком сначала прорезают линии, ограничивающие длину выемки и среднюю линию на необходимую глубину, а затем стамеской выбирают обе грани от линии разметки (вершины грани). Причем стамеску удерживают наклонно и помогают в работе киянкой. Если грани получились шероховатыми, их зачищают широким косяком, срезая тонкую стружку с учетом направления волокон. Резьба трехгранных выемок. Сначала осваивают резьбу наиболее простых трехгранных выемок – равносторонних треугольников с углублениями в центре, более сложные – равнобедренные треугольники с углублениями у основания (вытянутые лучи, "сияния"), а также с углублениями в вершине (уголки) требуют уже некоторого навыка. Перед началом резьбы определяют положение узора на заготовке по отношению к строению волокон, чтобы решить, в каком направлении резать грани. Резьбу начинают с вертикальных надрезов по средним линиям, делящим углы треугольников пополам из центра. Носок косяка с нажимом вводят на полную глубину, а пятку косяка подводят к одной из вершин треугольника. Сделав надрезы по средним линиям, срезают боковые грани ттреугольников по направлению слоя древесины. Боковые грани срезают за один или несколько приемов, обязательно грань в грань, косяк держат наклонно. Если орнамент очень крупный, сначала прорезают средние линии стамескамиуголками, а затем срезают грани широким косяком или прямой стамеской. При выполнении трехгранных выемок небольшого размера (за один прорез) на мягких породах древесины можно обходиться без надреза средних линий. В этом случае косяк держат наклонно (под углом 3040 градусов) и сначала надрезают основания треугольников; если они находятся на одной линии – прямой полосе орнамента или окружности розетки, боковые грани срезают так же, как и в первом случае. Резьба розетки с "сиянием". Равнобедренные треугольники в виде лучей, вписанные в окружность, деленную на 6, 8, 10 и более частей, образуют красивые розетки. Резьба розеток выполняется следующим образом: учитывая направление волокон, сначала прорезают косяком основания каждого равнобедренного треугольника по всей длине окружности розетки, вращая заготовку, а затем режут грани лучей так же, как трехгранные выемки. При резьбе розетки пятка косяка должна доходить до ее центра, не врезаясь в глубину, только в этом случае вершины лучей розетки получатся без сколов. Здесь необходим особенно острый косяк, гак как несколько лучей розетки обязательно расположатся против направления волокон и грани могут получаться шероховатыми. Резьба четырехгранных выемок. Квадрат, прямоугольник, ромб с пирамидальными углублениями четырех граней называется четырехгранной выемкой. Все четыре грани этих фигур представляют собой углубления в виде различных треугольников. Грани четырехгранных выемок тоже неизбежно расположены вдаль, поперек и под углом к направлению волокон. Техника резьбы четырехгранной выемки аналогична технике резьбы трехгранной выемки. Эти же приемы работы можно использовать в резьбе квадратов, ромбов, прямоугольников и других многоугольников произвольных очертаний.
Прорезная резьба называется также сквозной, или пропильной. При этом способе резьбы удаляют фон. В сочетании с рельефной или геометрической резьбой создается впечатление воздушности изделия. Приемы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних пор она широко распространена, особенно в украшении деревянных домов. Более трудоемкой считается прорезная резьба в сочетании с геометрическими выемками и рельефными формами. Такая резьба называется сквозной ажурной. Широкое распространение прорезной резьбы объясняется и тем, что по сравнению с другими видами плоскорельефной резьбы она менее трудоемка. Наиболее простым и удобным является способ резьбы с использованием трафаретов. Благодаря большому количеству вариантов она незаменима при изготовлении резного декора домов. Техника прорезной резьбы довольно проста. На размеченной и закрепленной заготовке для того чтобы вставить полотно, пилы высверливают отверстия и по контуру узора проводят опиловку. Затем заготовку зачищают шкуркой или стамеской снимают фаски. Опиловку некоторых видов контура орнаментов, подзоров и других украшений простой формы можно выполнять путем запилов ножовкой и скалывания прямыми и изогнутыми стамесками. Кроме того, можно работать ограниченным набором простого инструмента или приспособлениями на базе электромотора. Самым производительным инструментом, безусловно, является электролобзик. Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей по технике выполнения: с заоваленными контурами, с подобранным (выбранным) фоном, подушечным фоном.
Резьба с заоваленными контурами является наиболее простым видом плоскорельефной резьбы. По технике выполнения она напоминает контурную резьбу, так как контур рисунка состоит из двухгранных выемок. Работа выполняется стоя. Процесс резьбы начинается с надреза по контуру рисунка. Надрез может быть сделан косячком или краем отлогой стамески почти вертикально, затем следует подрезка со стороны фона. Для работы подбирают такие стамески, чтобы можно было надрезать и подрезать криволинейные формы орнамента одним движением по направлению строения слоя древесины. После подрезки приступают к заоваливанию грани со стороны элемента орнамента с таким расчетом, чтобы эта грань закруглилась круче, чем подрезка на границе с фоном. Получается рельефное изображение с плавными мягкими заоваленными линиями без резких теней. При выполнении крупного орнамента с углубленной выемкой для облегчения работы можно использовать стамескиуголки, клюкарзыуголки, а также полукруглые стамески. Делать выемки можно с помощью киянки, направляя стамеску ударами. Выемка в этом случае должна проходить с внешней стороны орнамента на расстоянии нескольких миллиметров от линии рисунка. Получив выемку, продолжают резьбу (заоваливают), как указано выше. Резьба с подобранным (выбранным) фоном. Выполняется так же, как и резьба с заоваленными контурами. Фон выбирается на определенную глубину и ширину в зависимости от характера рисунка и необходимости придать ему особую выразительность. Фон внутри можно заполнить также профильными порезками или зачеканить. Это сделает резное изображение еще более оригинальным и создаст определенный зрительный эффект. Техника выполнения плоскорельефной резьбы следующая. По контуру рисунка делается надрез с небольшим наклоном от линии рисунка в сторону фона. Такой наклон дает возможность защищать край орнамента от случайных порезок при выборе фона. В конце работы нужно надрезать его вертикально, точно по линии рисунка, а затем уже обработать край контура украшения. После надреза по контуру делают подрезку. Подрезка выполняется на заданную глубину, одинаковую по всей плоскости орнамента. После надрезки приступают к выборке фона прямыми, полукруглыми, отлогими стамесками или стамескамиклюкарзами – гладкими или профилированными, в зависимости от того, каким задуман фон. При зачистке фона важно учитывать направление слоев древесины, чтобы не было задиров. Резьбу по твердым породам выполняют с помощью киянки. Резьба с подушечным фоном отличается от предыдущих видов тем, что фон нигде не остается плоским. Рисунок круто заоваливают со стороны контура и более отлого со стороны фона, который по форме напоминает подушечки. В технике плоскорельефной резьбы подушечный фон делает изображение наиболее насыщенным, живописным, а резьба с заоваленными контурами или с подобранным фоном выглядит более строго, графично.
Техника глухой рельефной резьбы. Сначала выполняют рисунок в плоскорельефной резьбе с подобранным фоном, а затем продолжают разрабатывать рельеф на плоскости орнамента или иного украшения. Выборку фона, обруб контура зачастую приходится выполнять с помощью киянки. Создание рельефа растительного орнамента или изображения животного и человека невозможно без определенных знаний соразмерности высоты и глубины рельефа, поэтому, прежде чем приступить к работе, нужно постараться приобрести хотя бы небольшой опыт в лепке объемных фигур из пластилина или глины. Этот навык поможет во много раз быстрее выполнять рельефные композиции на дереве. Подготовка оригинала узора в масштабе позволяет копировать лепной образец и выполнять практически любой мотив орнамента или его деталь. В рельефной резьбе основную роль играет разработка рельефа на детали, поэтому при проработке рисунка мастер должен уметь ориентироваться в расположении высоких и низких участков, обеспечивающих игру светотени. Рельефную резьбу иногда для упрощения делают накладной. Элемент декора опиливают по контуру, делают рельеф и отдельными деталями прибивают (накладывают) на подготовленный фон.
Техника скульптурной резьбы является самой сложной. Приступая к выполнению скульптурных композиций, необходимо хорошо овладеть всеми приемами контурной, геометрической, плоскорельефной и рельефной резьбы, так как присущие скульптуре обработка всей поверхности, круговой обзор требуют тщательной, хорошо продуманной деталировки и применения разнообразной техники. Мастер должен учитывать размер скульптуры с возможностями ее использования, расположения в окружающем пространстве, а также заранее определить назначение и местонахождение будущего изделия, а также соизмерить его с заготовкой древесины, т. е. Скульптура должна максимально уложиться в масштабе заготовки. Всякие добавления, наращивания подклейки дерева возможны только в самых необходимых, исключительных случаях. Приступать к скульптурной резьбе следует лишь тогда, когда мастеру до мельчайших деталей будет ясен весь замысел: форма, размер, техника обработки. Для того чтобы во время работы не подстерегла неудача и вконец не испортить заготовку, надежным и испытанным приемом является лепка из глины или пластилина модели будущей скульптуры – точной копии или уменьшенной в определенном масштабе. Модель дает возможность почувствовать объем, уточнить технику, разработку и деталировку рельефа, определить, какой инструмент понадобится, дал выполнения резьбы.
Скульптуру, особенно декоративную, лучше всего резать из мягких пород древесины, но для архитектурнодекоративных деталей – несущих опор, столбов и других – требуются твердые породы. Причем дерево должно быть хорошо просушено, без гнили, так как в процессе резьбы это обязательно осложнит работу и скажется на ее качестве. Сначала любую по размеру заготовку для скульптуры надежно закрепляют в вертикальном или горизонтальном положении, чтобы резчик мог свободно подойти к ней с любой стороны.
Следующим этапом работы являются нанесение основных контуров будущей скульптуры и вырубка топором грубых форм фигуры . Если скульптура небольших размеров, применяют стамески прямые, полукруглые, отлогие, иногда и уголки. После обруба основных форм приступают к выявлению деталей с помощью крупных стамесок, с последующей деталировкой рельефа более мелкими стамесками. Если древесина очень твердая и сухая, ее рекомендуется периодически смачивать водой (при выявлении форм объема увлажненная древесина выбирается). Готовую скульптуру некоторое время выдерживают в сухом месте. Если древесина была влажной, на ней могут появиться трещины. После высыхания эти трещины заклеивают клиньями из такой же породы дерева, с таким же расположением слоев древесины и рисунком. Эти вклейки будут малозаметны. Просушенную скульптуру отделывают и наносят защитные покрытия в зависимости от того, где сна будет находиться.
Другие новости по теме
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Контурная резьба - техника
Резьба по дереву
Резьба по дереву на станках с ЧПУ доходный бизнес
Резьба по дереву. Резные наличники

Реклама


Популярное

  • Процесс резьбы.(Видео)
  • СУШКА ДРЕВЕСИНЫ
  • Художественная резьба по дереву
  • Доска липовая (10 х 25 см)
  • Нож для резьбы по дереву Carpenter (всадной монтаж клинка)
  • Набор ножей (5 шт, сталь У12А)
  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
  • Браслет
  • Загадка поющих камней. Чарльз де Линт
  • Практическое руководство для любителей резьбы по дереву

  • {foter}
    Hosted by uCoz